Чтобы получить более широкий выбор, мы приобретаем целый спектр оттенков красного, желтого и синего, наряду с несколькими полутонами зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого и серого, цвет становится для нас запутанным.

Но что, если все это время мы заблуждались? Что, если в основе нашего понимания цветовых комбинаций лежало ошибочное представление? После того как мы знакомимся с системой первичных цветов, те из нас, кто непосредственно работает с цветом, понимают слишком явные ограничения данного подхода. Когда необходима более тонкая работа с цветом, чтобы получить болсс широкий выбор, мы приобретаем целый спектр оттенков красного, желтого и синего наряду с полутонами зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого и серого. В процессе работы мы обычно выдавливаем на палитру всего понемногу. Так что зачастую на ней оказывается десять, пятнадцать, двадцать, а то и более цветов и опенков. Немалая часть красок либо смешивается в небольших количествах, либо не смешивается совсем и используется в своем первоначальном виде. Однако вскоре наступает момент, когда желаемый оттенок в готовом виде отсутствует. Добиться получения необычного цветового гона может быть особенно нелегко. Какие бы краски мы ни смешивали, а необходимый оттенок все ускользает от нас. Как правило, за этим нас постигает разочарование. Если вам это более чем знакомо, то не отчаивайтесь: многие художники и декораторы могут посочувствовать вашим трудностям. Им тоже приходится идти на компромисс с тем, что в результате какие-то цвета их совсем не устраивают. Это слишком обедняет возможности самовыражения, истощает терпение и снижает удовлетворение от работы. Казалось бы, эффективное получение оттенков должно приходить с опытом. При всех доступных методах большинство художников, столкнувшись с беспорядком на своей палитре, движутся вслепую в надежде на постепенное совершенствование.

В действительности система первичных цветов, на которую они так рассчитывают, создала целый ряд помех на пути к мастерству в овладении колоритом. Помимо того что в основе своей система первичных цветов не имеет неопровержимой логики, она еще является приблизительной, грубой моделью, которая с одной стороны способствует достижению результата, а с другой препятствует этому. Кроме того, ситуация осложняется доступным спектром вторичных цветов. Можно вывести такое количество оттенков зеленого, оранжевого и фиолетового, что окончательный результат становится просто непредсказуемым. Без этих оттенков не обойтись, но как получать их правильно и регулярно? И тут мы начинаем экспериментировать с разными сочетаниями первичных цветов. Смешайте, например, ярко-красный ализарин, или краплак*, ультрамарин синий и кадмий желтый, и вы получите оттенки либо светло-фиолетового, либо приглушенно-оранжевою и зеленого. Корулеум или кобальт синий **, лимонная ганза и кадмий красный дадут яркие опенки зеленого, но оранжевые тона останутся блеклыми, а фиолетовые будут больше похожи на варианты темно-коричневого.

* По своему составу краплак представляет ализариновый краситель, получаемый искусственным путем из каменноугольной смолы, с последующим осаждением его на бланфикс (сернокислый барий) и гидра! окиси алюминия. Раньше краплак разных оттенков изготовлялся на основе ализарина, извлекавшегося из корней марены, однолетнего расте ния, культивировавшегося во многих странах. В настоящее время лишь немногие фирмы изготовляют краплак, красящим веществом которого является мареновый ализарин. — Прнмрч. ред.
** Церулеум (небесно-голубая кобальтовая, целиновая лазурь) — искусственно приготовляемое красящее вещество зеленовато-голубого цвета. По своему химическому составу соединение закиси олова со стаи натом кобальта или же смеси электролитической окиси олова, окиси кобальта и окиси магния. Из иллюстраций и текста книги следует, что церулеуму синему (акварель) в большей степени соответствует кобальт синнй светлый отечественного производства, - Примеч. ред.